В связи с необходимостью проведения конкурсных процедур в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с целью заключения государственного контракта на оказание услуг по охране помещений МРУ Росфинмониторинга по СЗФО на 2015 год, Управление просит прояснить ситуацию, связанную с имеющейся, с точки зрения Управления, на данный момент коллизией в действующих нормативно-правовых актах Российской Федерации, регулирующих вопросы охранной деятельности коммерческими организациями и вопросы охраны, в том числе, помещений федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, а именно:
На сегодняшний момент правовую основу частной детективной и охранной деятельности составляет Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
В соответствии с п.1 ст.1.1 указанного Закона частная охранная организация - это организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг, зарегистрированная в установленном законом порядке и имеющая лицензию на осуществление частной охранной деятельности. В соответствии со ст.3 Закона одним из видов охранных услуг является охрана объектов и имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и имущества, которые имеют особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения, и перечень которых утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Перечень объектов, подлежащих государственной охране утвержден Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 № 587 (ред. от 02.10.2014) «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности». Согласно п.1 указанного Перечня государственной охране подлежат здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов Российской Федерации.
Согласно п.1 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденного Указом Президента РФ от 13.06.2012 № 808 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу» Росфинмониторинг является федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пп.1 п.4 указанного Положения Росфинмониторинг осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы.
Таким образом, МРУ Росфинмониторинга по СЗФО является территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции федерального органа исполнительной власти в пределах своих полномочий, что, с точки зрения Управления, относит Управление к понятию федерального органа исполнительной власти в контексте Перечня объектов, подлежащих государственной охране, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 № 587.
Следовательно, охрану объектов, подлежащих государственной охране, может осуществлять любая организация, на которую действующим федеральным законодательством Российской Федерации возложена функция по осуществлению государственной охраны. Данная правовая позиция высказана также в Определении Верховного Суда РФ от 06.03.2014 № АПЛ14-33 «Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 11.11.2013 N АКПИ13-1032, которым оставлено без удовлетворения заявление о признании недействующим пункта 1 Перечня объектов, подлежащих государственной охране, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 № 587».
Из вышеуказанного может следовать, что МРУ Росфинмониторинга по СЗФО не вправе заключать договор на оказание услуг по охране помещения Управления с частной охранной организацией.
Тем не менее, все же остается не до конца ясным, возможно ли относить МРУ Росфинмониторинга по СЗФО именно к федеральному органу исполнительной власти в контексте Перечня, т.к. при буквальном толковании указанной нормы закона можно, в том числе, и придти к выводу, что в данном случае имеется в виду непосредственно Росфинмониторинг, исключая его территориальные управления.
Данный вывод частично подтверждается следующим:
Распоряжением Правительства РФ от 02.11.2009 № 1629-р (ред. от 02.10.2014) «О перечне объектов, подлежащих обязательной охране полицией» утвержден перечень объектов, подлежащих обязательной охране полицией. Согласно п.4 данного Перечня обязательной охране полиции подлежат административные здания Росфинмониторинга. Без указания территориальных управлений.
С учетом того, что некоторые федеральные службы прямо указаны в Перечне вместе с их территориальными органами (к примеру, административные здания ФСТЭК России и ее территориальных органов или административные здания, занимаемые центральным аппаратом Следственного комитета Российской Федерации и подразделениями центрального аппарата (в том числе по федеральным округам), также остается неясным, подпадает ли МРУ Росфинмониторинга по СЗФО под перечень объектов, подлежащих обязательной охране полицией, либо в данном случае также имеется в виду только здание ЦА Росфинмониторинга.
На основании изложенного, просим рассмотреть данный вопрос и дать необходимые разъяснения с целью заключения МРУ Росфинмониторинга по СЗФО государственного контракта на оказание услуг по охране помещения Управления.
Одновременно, обращаемся к Вам за разъяснением дополнительного вопроса:
В случае если будет реализовано право МРУ Росфинмониторинга по СЗФО заключать контракты на охранные услуги наших помещений с частными охранными предприятиями, то при планировании и обосновании выбора закупки возникает вопрос каким способом возможно осуществить закупку на охранные услуги, а именно:
ОКПД на данные услуги, а именно 74.60.16.000, не включены в перечень, установленный Правительством РФ, по которому заказчик обязан проводить закупки способом электронного аукциона (ч.2 ст 59 44-ФЗ). Однако ч.3. ст 59 44-ФЗ устанавливается право заказчика на осуществление закупки товаров, работ, услуг, которые не включены в установленный Правительством РФ перечень.
Также, ч. 2 ст.48 44-ФЗ устанавливает обязанность Заказчика осуществлять закупки путем проведения открытого конкурса за исключением перечня случаев. В данное исключение включена и ст.59 44-ФЗ.
Так же просим Вас ответить возможно ли нам осуществить закупку на услуги охраны
как единственный поставщик с ФГУП охраны, так как с 2013 года нормативными актами для указанной организации внесли в лицензию – услуги госохраны если будет рассмотрен вопрос о том, что мы подлежим услугам госохраны?
На основании вышеизложенного, просим Вас дать разъяснение и на данный возникший вопрос в части выбора способа проведения закупки. Заранее благодарим Вас за проявленное внимание к нам по разъяснению наших вопросов.