• Авторизация
    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Всероссийский

Форум Контрактных Отношений

при поддержке Минэкономразвития России и
Министерства финансов Российской Федерации

+7 (499) 641-04-80





Изменения законодательства РФ о контрактной системе, вступающие в силу в январе 2016 года


18.01.2016


1-Й БЛОК ИЗМЕНЕНИЙ: Введены в эксплуатацию единая информационная система в сфере закупок и официальный сайт единой информационной системы в сфере закупок


Суть изменений:

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2015 № 36 Федеральным казначейством осуществлён с 01.01.2016 г. ввод в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок (далее по тексту – ЕИС).

Информация, содержащаяся в ЕИС, размещается с 01.01.2016 г. на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее по тексту — официальный сайт ЕИС, ОС ЕИС). Официальный сайт ЕИС располагается по старому адресу Официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru , так как ЕИС создана на его основе.

Практические последствия изменений:

ЕИС содержит гораздо большие объёмы информации в сфере закупок, виды которой предусмотрены частью 3 статьи 4 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту — Закон № 44-ФЗ о контрактной системе). При этом информация и документы, размещаемые в ЕИС, в большинстве случаев формируются в структурированном виде в целях проведения технологическими средствами ЕИС их автоматической форматно-логической проверки, а также их проверки на предмет соответствия действующему законодательству.

Соответственно, возрастают объёмы работы у различных специалистов в сфере закупок по размещению указанной структурированной информации и риски привлечения к административной ответственности за неразмещение (нарушение сроков размещения) данной информации.

Среди положительных моментов ЕИС для работников контрактных служб, контрактных управляющих можно отметить возможность использования заказчиками при применении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информации, полученной в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе. То есть работникам контрактных служб, контрактным управляющим можно не направлять запросы о предоставлении ценовой информации в адрес потенциальных поставщиков, а размещать такие запросы непосредственно на официальном сайте ЕИС по адресу: http://zakupki.gov.ru/epz/pricereq/search/quick/result.html.

Данная возможность прямо предусмотрена частью 5 статьи 22 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе и сокращает временные издержки работников контрактных служб, контрактных управляющих при обосновании НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).

Кроме того, в ЕИС появится информация о складывающихся на товарных рынках ценах товаров, работ, услуг, т.е. о так называемых референтных ценах (пункт 16 части 3 статьи 4 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе).

Также следует отметить, что, несмотря на ввод в эксплуатацию ЕИС с 01.01.2016 г., Федеральному казначейству предписывается обеспечить участникам закупок возможность подачи через ЕИС заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и окончательных предложений не позднее 1 января 2017 года.

Таким образом, участники закупок смогут воспользоваться своим правом на подачу заявок для участия в конкурентных процедурах закупок в форме электронных документов через ЕИС, предусмотренным частью 1 статьи 5 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе, только после доработки в течение 2016 года функционала ЕИС в этой части.

С 01.01.2016 года и до внесения соответствующих изменений в функционал единой информационной системы в сфере закупок такая возможность у участников закупок по прежнему отсутствует.

Рекомендации для специалистов в сфере закупок:

В связи с вводом в эксплуатацию единой информационной системы рекомендуем ознакомиться работникам контрактных служб, контрактным управляющим со следующими документами:

1. постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 № 1414 «О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок»;

2. постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 № 1509 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;

3. приказ Федерального казначейства № 354 от 22.12.2015;

4. сравнение основных функциональных возможностей ООС и ЕИС;

5. руководства и инструкции пользователя ЕИС.


2-Й БЛОК ИЗМЕНЕНИЙ: Продление антикризисных мер в сфере государственных и муниципальных закупок на 2016 год


Суть изменений:

Федеральным законом от 29.12.2015 года № 390-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» продлевается на 2016 год действие антикризисных мер, в соответствии с которыми:

1. Допускается в 2016 году в случаях, установленных Правительством РФ предоставление заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) отсрочки уплаты неустоек и (или) осуществление списания начисленных сумм неустоек, а также изменение по соглашению сторон срока исполнения контракта и (или) цены контракта (часть 6.1 статьи 34, часть 1.1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ).

2. Правительство РФ вправе определить случаи и условия, при которых в 2016 году заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в документации о закупке (часть 2.1 статьи 96 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе).

3. Заказчик обязан в 2016 году осуществлять реструктуризацию задолженности коммерческих банков в связи с предъявлением требований к исполнению банковских гарантий, предоставленных в качестве обеспечения исполнения контракта (часть 11 статьи 96 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе).

При этом соответствующие постановления Правительства РФ по состоянию на дату написания обзора не изданы, что может создать определённые трудности при применении данных антикризисных мер.

Практические последствия изменений:

Новую редакцию Закона № 44-ФЗ о контрактной системе необходимо учитывать при подготовке, заключении и исполнении в 2016 году контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Несмотря на отсутствие соответствующих актов Правительства РФ (например, о порядке предоставления в 2016 году заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) отсрочки уплаты неустоек и (или) осуществление списания начисленных сумм неустоек), данные акты по мере издания могут распространяться на правоотношения, возникшие до их подписания, то есть с 01.01.2016 г. Это может вызвать различные судебные споры между заказчиками и участниками закупок.

Рекомендации для специалистов в сфере закупок:

При подготовке проектов контрактов в 2016 году следует учитывать действующие с 01.01.2016 положения (формулировки, новую редакцию) части 6.1 статьи 34, части 1.1 статьи 95, частей 2.1 и 11 статьи 96 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.


3-Й БЛОК ИЗМЕНЕНИЙ: Изменяется порядок расчёта неустойки за просрочку исполнения обязательств по контракту


Суть изменений:

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 г. № 1340 «О применении с 01 января 2015 года ключевой ставки Банка России» к отношениям, регулируемым актами Правительства РФ, в которых используется ставка рефинансирования Банка России, с 1 января 2016 г. вместо указанной ставки применяется ключевая ставка Банка России, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В частности, применительно к правоотношениям, регулируемым законодательством РФ о контрактной системе, ставка рефинансирования используется при расчёте неустойки (пени) за просрочку исполнения своих обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в рамках постановления Правительства РФ № 1063 от 25.11.2013 г.

При этом указанием Центрального Банка РФ от 11 декабря 2015 г. № 3894-У с 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определённому на соответствующую дату. С указанной даты Банком России не устанавливается самостоятельное значение ставки рефинансирования.

Практические последствия изменений:

Данные изменения законодательства влекут увеличение размера неустойки за просрочку исполнения своих обязательств для заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя), так как последний установленный размер ставки рефинансирования в 2015 г. составлял 8, 25 % годовых, а размер ключевой ставки по состоянию на 01.01.2016 – 11 % годовых.

Рекомендации для специалистов в сфере закупок:

При расчёте размера пени, подлежащей уплате поставщиком (или самим заказчиком) при просрочке исполнения обязательств по контрактам для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с 01.01.2016 г. следует использовать значение ключевой ставки. С размерами ключевой ставки можно ознакомиться на официальном сайте Банка России по ссылке: http://www.cbr.ru/.


4-Й БЛОК ИЗМЕНЕНИЙ: Применяются новые классификаторы продукции по видам экономической деятельности и видов экономической деятельности при планировании и осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд


Суть изменений:

В течение 2015 года были внесены изменения в ряд подзаконных актов, направленных на применение в рамках контрактной системы Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014, а именно:

1. постановление Правительства Российской Федерации от 09.12.2015 № 1343 «О внесении изменений в перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов»;

2. постановление Правительства РФ от 31.01.2015 N 84 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 г. N 656» ;

3. постановление Правительства РФ от 21.11.2015 N 1250 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг»;

4. распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.12.2015 г. № 2590-р;

5. приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.11.2015 № 847 «О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 25 марта 2014 г. № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Зарегистрирован в Минюсте России 16.12.2015 № 40133).

Данные классификаторы призваны заменить Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2007 и Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007.

Функционал официального сайта ЕИС, введённого в эксплуатацию с 01.01.2016 г., предусматривает обязательное использование классификаторов ОКПД2 и ОКВЭД2.

Практические последствия изменений:

В соответствии с пунктом 1 Приказа Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)» (в ред. от 10.11.2015) ОКПД2 и ОКВЭД2 вводятся в действие 1 февраля 2014 года с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 января 2014 года.

В связи с этим работники контрактных служб, контрактные управляющие обязаны применять новые классификаторы ОКПД2 и ОКВЭД2 при планировании и осуществлении закупок в тех случаях, когда это определено соответствующими подзаконными актами.

При этом возникла коллизия между рядом актов Правительства РФ и функционалом официального сайта ЕИС. В частности, в постановлениях Правительства РФ от 11.08.2014 N 791 «Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд» и от 14.07.2014 N 649 «О порядке предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимуществ в отношении предлагаемой ими цены контракта» по состоянию на дату написания настоящего обзора используется ОКПД, а не ОКПД2.

То есть сложилась ситуация, когда специалисту в сфере закупок в ряде случаев приходится одновременно применять два разных классификатора продукции по видам экономической деятельности – ОКПД и ОКПД2.

Рекомендации для специалистов в сфере закупок:

В соответствии с пунктами 1 и 5 Приказа Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст (в ред. от 10.11.2015) классификатор ОКПД продолжает действовать до 01 января 2017 года. Поэтому до внесения соответствующих изменений в акты Правительства при осуществлении закупок, подпадающих под случаи, установленные в постановлениях Правительства РФ от 11.08.2014 N 791 «Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд» и от 14.07.2014 N 649 «О порядке предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимуществ в отношении предлагаемой ими цены контракта», необходимо использовать оба классификатора – ОКПД и ОКПД2.

Поскольку функционал официального сайта ЕИС не устанавливает такой возможности, целесообразно в указанных случаях:

— отображать коды закупаемой продукции с использованием классификатора ОКПД непосредственно в документации и извещении о закупке, формируемых в форме электронного образа документа;

— при формировании плана-графика размещения заказов на 2016 год в связи с невозможностью использования классификатора ОКПД осуществлять проверку кодов ОКПД2 на предмет наличия данных ограничений по классификатору ОКПД с помощью переходных ключей, размещённых на сайте Минэкономразвития России по адресу: ссылка на переходные ключи Минэкономразвития России

Классификаторы ОКПД2 и ОКВЭД2 с удобным поиском информации доступны по ссылкам:
1. ОКПД2 — см.: http://help-tender.ru/Okpd2.asp
2. ОКВЭД2 — см.: http://help-tender.ru/Okved2.asp

Также классификаторы ОКПД2 и ОКВЭД2 можно скачать на сайте Минэкономразвития России по адресу: ссылка на классификаторы, размещённые на сайте Минэкономразвития России.


5-Й БЛОК ИЗМЕНЕНИЙ: Изменения в порядок установления запретов и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами


Суть изменений:

В целях импортозамещения и повышения эффективности закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд с 01.01.2016 г. в силу вступает ряд новых норм, касающихся порядка установления запретов и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами:

1-е изменение – вводится обязанность по размещению в единой информационной системе обоснования невозможности соблюдения запрета или ограничений на допуск:

Федеральным законом от 29.06.2015 N 188-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статью 14 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» изменена редакция части 3 статьи 14 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе:

— с 01.01.2016 г. на заказчиков возлагается обязанность по размещению в единой информационной системе обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию должны быть установлены Правительством Российской Федерации. На дату составления обзора такое постановление Правительства РФ не издано.

Страна происхождения товара определяется в соответствии с действующим законодательством:

соглашение Правительств государств — участников стран СНГ от 20.11.2009 (ред. от 21.11.2014) «О Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств»;

постановление Правительства РФ от 17.07.2015 N 719 «О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации«.

2-е изменение — устанавливается запрет на выполнение работ, оказания услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд хозяйствующими субъектами из Турецкой Республики:

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2015 года № 1457 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено» запрещается с 01 января 2016 года выполнение каких-либо работ, оказание каких-либо услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд для юридических лиц из Турецкой Республики:

1. для организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики;

2. для организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики;

3. для организаций, контролируемых организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.

3-е изменение – изменяется порядок закупок продукции для нужд обороны страны и безопасности государства:

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 г. № 1470 внесены следующие изменения постановление Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. № 1224 «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства»:

1. Государствам — членам Евразийского экономического союза с 01.01.2016 г. предоставляется национальный режим для целей осуществления закупок товаров для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров на территории государств — членов Евразийского экономического союза отсутствует, в отношении товаров, указанных в приложении к постановлению Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. № 1224.

2. Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. № 1224 дополняется пунктами 2.1-2.4, в которых определяются критерии отнесения товаров к продукции, произведённой в Российской Федерации, для целей обеспечения обороны страны и безопасности государства.

3. Устанавливается, что подтверждением отсутствия производства на территории Российской Федерации товаров обрабатывающих отраслей промышленности, относящихся к сфере ведения Министерства промышленности и торговли РФ, является заключение Министерства промышленности и торговли РФ об отсутствии производства на территории Российской Федерации товаров обрабатывающих отраслей промышленности, выдаваемое в соответствии с пунктом 3.1 Постановления Правительства РФ от 24 декабря 2013 ню № 1224, в случае отсутствия продукции, производимой на территории Российской Федерации и имеющей схожие технические и эксплуатационные характеристики с соответствующими товарами, позволяющей ей выполнять те же функции и быть коммерчески взаимозаменяемой.

По состоянию на дату написания настоящего обзора соответствующие правовые акты Минпромторгом России не изданы.

4-е изменение — изменяются условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд:

Приказом Минэкономразвития России от 13.11.2015 № 847 внесены следующие изменения в приказ Минэкономразвития России от 25 марта 2014 г. № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»:

1. Государствам — членам Евразийского экономического союза с 01.01.2016 г. предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов при закупках товаров, указанных в приложении к приказу Минэкономразвития России от 25 марта 2014 г. № 155 .

2. Подтверждением, что страной происхождения товаров является государство – член Евразийского экономического союза, служит декларация участника закупки. При этом наименование страны происхождения товаров указывается в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001.

3. При отсутствии декларации наименования страны происхождения товара положения приказа Минэкономразвития России от 25 марта 2014 г. № 155 к закупке не применяются.

4. Если при проведении закупки преференции к участнику закупки не применялись в соответствии с подпунктами «г» и «д» пункта 8 приказа Минэкономразвития России от 25 марта 2014 г. № 155, то при исполнении контракта не допускается замена страны происхождения товара, кроме как на государство – член Евразийского экономического союза.

5-е изменение — устанавливается запрет на закупку для обеспечения государственных и муниципальных нужд иностранного программного обеспечения:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 188-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статью 14 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлены особенности государственного регулирования в сфере использования отечественных программ для ЭВМ и баз данных (БД).

Данным законом предусматривается создание единого реестра российских программ для ЭВМ и БД. Цель — расширить их использование, оказать правообладателям государственную поддержку. Российским будет признаваться программное обеспечение, сведения о котором внесены в реестр.

В рамках данной государственной поддержки постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск иностранного программного обеспечения при закупках для государственных и муниципальных нужд» с 01.01.2016 г. устанавливается запрет на допуск происходящего из иностранных государств программного обеспечения при закупках для государственных и муниципальных нужд. Заказчики обязаны осуществлять закупки только российского программного обеспечения. Исключение из запрета составят случаи, когда программное обеспечение с необходимыми характеристиками отсутствует в реестре российских программ или российское программное обеспечение не соответствует требованиям заказчика.

Постановлением предусматривается, что заказчик при исполнении заключенного контракта, предметом которого является поставка программного обеспечения и (или) прав на него, не вправе допускать замену российского программного обеспечения, сведения о котором включены в реестр, на иное программное обеспечение.

Предполагается, что Реестр российских программ для ЭВМ и БД будет вестись оператором реестра отечественного программного обеспечения по адресу: реестр-по.рф

Практические последствия изменений:

Данные запреты и ограничения на допуск товаров, выполнение работ, оказание услуг работникам контрактных служб, контрактным управляющим необходимо учитывать при осуществлении закупок, так как неуказание при осуществлении закупки этих запретов и ограничений может быть расценено контролирующими органами как административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ. Так, за неразмещение заказчиком в ЕИС предусмотренных законодательством информации и документов предусмотрена ответственность, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере 50 тыс. руб., и на юридических лиц – 500 тыс. руб.

Кроме того, обращаем внимание работников контрактных служб, контрактных управляющих на то, что в настоящее время Минэкономразвития России подготовлен проект постановления Правительства РФ, утверждающий порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск и ограничения допуска товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок в единой информационной системе. Предполагается, что такое обоснование будет размещаться заказчиком одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.

Рекомендации для специалистов в сфере закупок:

Необходимо ознакомиться с этими изменениями и осуществлять формирование планов-графиков размещения заказов на 2016 год, извещений и документации о закупках с учётом приведённых изменений в законодательство РФ о контрактной системе в части установления запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, выполнения работ, оказания услуг иностранными лицами.

С учётом того, что многие из этих изменений появились в конце 2015 года рекомендуется произвести корректировку планов-графиков размещения заказов на 2016 год в части установления данных запретов и ограничений.


6-Й БЛОК ИЗМЕНЕНИЙ: Появилось новое основание закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) — закупка за счёт финансовых средств, выделенных на оперативно-розыскную деятельность


Суть изменений:

Федеральным законом от 30.12.2015 № 469-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» расширяется перечень оснований закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). В частности, часть 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе дополняется пунктом 46, который устанавливает возможность закупки товаров, работ, услуг в случае её осуществления за счёт финансовых средств, выделенных на оперативно-розыскную деятельность.

Перечень товаров, работ, услуг, закупки которых могут осуществляться у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), утверждается руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление оперативно-розыскной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Практические последствия изменений:

Новое основание закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) облегчает закупочную деятельность работников контрактных служб, контрактных управляющих заказчиков, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Так, для контрактов, заключаемых по пункту 46 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе устанавливаются следующие особенности:

1. При заключении контракта требования частей 4 — 9, 11 — 13 статьи 34 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе заказчиком могут не применяться к указанному контракту. В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.

2. У заказчика отсутствует обязанность привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги.

3. Отчёт об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта) заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок не размещается.

4. Заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в проекте контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

5. В реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключаемых по этому основанию с физическими лицами; включается информация о контрактах, заключаемых с юридическими лицами.

Рекомендации для специалистов с сфере закупок:

Работникам контрактных служб, контрактным управляющим заказчиков, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, необходимо ознакомиться с данными изменениями. При этом в процессе применения пункта 46 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе следует учитывать, что в данной норме закона речь идёт о закупках не любых товаров, работ, услуг за счёт финансовых средств, выделенных на оперативно-розыскную деятельность, а о конкретных товарах, работах, услугах, включённых в специальный перечень, утверждённый руководителем государственного органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.


7-Й БЛОК ИЗМЕНЕНИЙ: Изменения в порядок формирования и размещения планов графиков размещения заказов на 2016 год


Суть изменений:

В соответствии с частью 2 статьи 112 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе заказчики размещают в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планы-графики размещения заказов на 2014 — 2016 годы по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, которые могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Так, при планировании закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на переходный период 2015-2016 годов необходимо руководствоваться совместными приказами Минэкономразвития России и Федерального казначейства:

приказ Минэкономразвития России N 761, Казначейства России N 20н от 27.12.2011 (ред. от 10.06.2013) «Об утверждении порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков» (Зарегистрировано в Минюсте России 09.02.2012 N 23186);

приказ Минэкономразвития России N 182, Казначейства России N 7н от 31.03.2015 (ред. от 03.11.2015) «Об особенностях размещения в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2015 — 2016 годы» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.05.2015 N 37186).

При этом приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 03.11.2015 № 806/21н внесены следующие изменения в Особенности размещения в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2015-2016 годы, утвержденные совместным приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 31 марта 2015 г. № 182/7н, а именно:

1. Размещение плана-графика на 2016 год в ЕИС производится только в структурированном виде с помощью средств, предусмотренных программно-аппаратным комплексом данной информационной системы (за исключением планов-графиков федеральных органов государственной власти, федеральных государственных органов, федеральных казенных учреждений).

2. Формирование и размещение на официальном сайте ЕИС планов-графиков федеральных органов государственной власти, федеральных государственных органов, федеральных казенных учреждений на 2016 год осуществляется посредством информационного взаимодействия официального сайта с государственной интегрированной информационной системой управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее по тексту — система «Электронный бюджет).

3. При составлении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2016 год, КОСГУ не применяется (пунт 7 статьи 4 Федерального закона от 22 октября 2014 г. № 311-ФЗ). Соответственно, в планах-графиках на 2016 год КБК указываются не полностью, а только в части кода вида расходов (КВР), детализированного до уровня подгруппы и элемента КВР (15-17 разряды КБК).

Также скорректирован порядок применения КВР. Эти коды в 2016 году применяют как участники бюджетного процесса, так и бюджетные (автономные) учреждения.

Практические последствия изменений:

Существенным образом изменяется порядок формирования и размещения планов-графиков размещения заказов на 2016 год для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Рекомендации для специалистов в сфере закупок:

Необходимо ознакомиться с особенностями применения в 2016 году бюджетной классификации. Данные особенности содержатся в Указаниях о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации в редакции приказа Минфина России от 8 июня 2015 г. № 90н и приказа Минфина России от 1 декабря 2015 г. № 190н. Также в обобщённом виде об этих особенностях применения в 2016 году бюджетной классификации можно узнать в статье В. Пименова «Бухгалтеру госсектора. Самые важные изменения законодательства 2016 года», размещённой на сайте информационно-правового портал «ГАРАНТ.РУ».

Сопоставительную таблицу соответствия КВР и статей (подстатей) КОСГУ, относящихся к расходам и применяемых бюджетными, автономными учреждениями, можно скачать по ссылке: скачать сопоставительную таблицу соответствия КВР и КОСГУ Минфина России.

Кроме того, работникам контрактных служб, контрактным управляющим федеральных органов государственной власти, федеральных государственных органов, федеральных казенных учреждений для формирования и размещения планов-графиков на 2016 в системе «Электронный бюджет» рекомендуется ознакомиться с обучающими видеороликами Федерального казначейства по работе в подсистеме «Управление закупками» системы «Электронный бюджет», которые можно скачать по ссылке: http://www.roskazna.ru/gis/ehlektronnyj-byudzhet/upravlenie-zakupkami/.


8-Й БЛОК ИЗМЕНЕНИЙ: Вводятся в действие правила о нормировании закупок в рамках контрактной системы


Суть изменений:

С 01.01.2016 г. действуют положения законодательства РФ о контрактной системе в части нормирования сфере закупок (часть 2 статьи 114 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе в сфере закупок).

В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе в сфере закупок под нормированием понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения).

Нормирование должно исключить закупки товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши (часть 2 статьи 19 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе).

Исходя из приведенных формулировок закона, нормирование можно условно подразделить на 2-ва вида:

1-й вид нормирования — установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг). Данный вид нормирования распространяется на всех заказчиков и отвечает на вопрос: Что можно закупать? Например, заказчику, с точки зрения интересов публично-правового образования, объективно не требуется золотой унитаз или автомобиль марки Bentley (Бентли) стоимостью несколько десятков миллионов рублей.

Смысл данного вида нормирования закупок сводится к следующим действиям:

1. На уровне каждого публично-правового образования устанавливаются специальные обязательные требования для всех заказчиков данного публично-правового образования к отдельным видам закупаемых товаров, работ, услуг, в том числе предельным ценам на них (далее — по тексту обязательные перечни требований к закупаемой продукции). В этих обязательных перечнях на уровне публично-правового образования устанавливаются запреты на закупку конкретных товаров, работ, услуг, которые являются предметами роскоши или обладают избыточными потребительскими свойствами. Обязательные перечни подлежат размещению на официальном сайте ЕИС.

В качестве примера данного обязательного перечня можно привести, например, обязательный перечень требований к закупаемым товарам, работам, услугам (в том числе предельным ценам на них) для заказчиков федерального уровня, который утверждён постановлением Правительства РФ от 02.09.2015 г. № 927. В качестве обязательного перечня для заказчиков уровня субъекта РФ — обязательный перечень, который утверждён постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.12.2015 г. № 138. В качестве обязательного перечня для заказчиков уровня муниципального образования — обязательный перечень, утверждённый постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 16.12.2015 г. № 2086.

2. На ведомственном уровне государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы на основании правил нормирования данного публично-правового образования, в том числе обязательных перечней требований к закупаемой продукции, устанавливают свои обязательные ведомственные перечни требований к отдельным видам закупаемых товаров, работ, услуг, в том числе предельным ценам на них (далее — по тексту ведомственные перечни требований к закупаемой продукции). Эти ведомственные перечни распространяются на закупки исключительно этих государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов и подведомственных указанным органам казенных и бюджетных учреждений. Ведомственные перечни, которые расширяют и (или) дополняют обязательные перечни требований к закупаемой продукции, также подлежат обязательному размещению на официальном сайте ЕИС.

2-й вид нормированияопределение нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения). Данный вид нормирования распространяется только на государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, их территориальные органы и подведомственные казённые учреждения и отвечает на вопрос: Сколько можно тратить на закупку?

Смысл данного вида нормирования закупок сводится к упорядочению основных видов расходов органов власти, органов управления внебюджетными фондами, казённых учреждений на закупки товаров, работ, услуг. Для этого в отношении наиболее часто закупаемых и значимых видов товаров, работ, услуг устанавливаются специальные нормативы затрат, которые применяются при формировании бюджета (определении объёма бюджетных ассигнований) и при обосновании закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в процессе планирования на 2017 и последующие годы.

На уровне каждого публично-правового образования издаются правила определения нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения).

В качестве примера таких правил можно привести, например, для федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ и подведомственных им казенных учреждений — правила определения нормативов затрат, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 20.10.2014 г. № 1084. В качестве примера правил для органов государственной власти и подведомственных им казённых учреждений уровня субъекта РФ — правила, утверждённые постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.12.2015 г. № 1349. В качестве примера правил для органов местного самоуправления и подведомственных казённых учреждений — правила, утверждённые постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 25.12.2015 г. № 2164.

На основании этих правил публично-правового образования каждым органом власти, органом управления внебюджетными фондами, казённым учреждением разрабатываются свои ведомственные нормативы затрат на обеспечение их функций, которые будут использоваться при формировании бюджета и планировании закупок.

Практические последствия:

При планировании и осуществлении закупок в 2016 году работникам контрактных служб, контрактным управляющим необходимо учитывать при формировании планов-графиков размещения заказов, извещения и документации о закупке обязательные и ведомственные перечни требований к отдельным видам закупаемых, товаров, работ, услуг (в т.ч. предельным ценам на них). Эти перечни должны использоваться при формировании описания объекта закупки и установлении НМЦК.

Кроме того, работники контрактных служб, контрактные управляющие заказчиков, которые являются государственными органами, органами управления внебюджетными фондами, муниципальными органами или подведомственными им казёнными учреждениями, должны использовать в своей деятельности (в т.ч. при планировании закупок) утверждённые ведомственные нормативы затрат на обеспечение функций этой категории заказчиков.

Рекомендации для специалистов в сфере закупок:

На протяжении 2016 года необходимо постоянно отслеживать через официальный сайт ЕИС информацию в части появления или изменения правил нормирования на уровне публично-правового образования, к которому относится заказчик. Правила нормирования всех публично-правовых образований и нормативы затрат всех государственных и муниципальных органов (включая подведомственные им казённые учреждения), органов управления внебюджетными фондами доступны для ознакомления на официальном сайте ЕИС по следующей ссылке: http://www.zakupki.gov.ru/epz/normalizationrules/quicksearch/search.html


9-Й БЛОК ИЗМЕНЕНИЙ: Новые обязанности работников контрактных служб, контрактных управляющих по формированию и размещению планов закупок и планов-графиков закупок, обоснованию закупок и применению идентификационного кода закупки (ИКЗ).


С 1 января 2016 г. в обязанности работников контрактной службы, контрактного управляющего входят разработка плана закупок и плана-графика закупок, подготовка изменений для них, размещение в единой информационной системе плана закупок, плана-графика закупок и внесенных в них изменений.

Суть изменений:

1-е изменение — в 2016 году вступают в силу большинство положений главы 2 Закона № 44-ФЗ о контактной системе, которыми определяется особенности составления документов о планировании в рамках контрактной системы:

Предусматривается введение так называемого двухэтапного планирования закупок. Так, в соответствии с частью 1 статьи 16 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе устанавливается формирование, утверждение и ведение заказчиками вместо одного документа о планировании (сейчас это план-график размещения заказов) двух документов о планировании:

1) плана закупок;

2) плана-графика закупок.

План закупок формируется на срок, соответствующий сроку действия закона (решения) о соответствующем бюджете на очередной финансовый год и плановый период. При этом план закупок формируется заказчиком в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ с учетом положений бюджетного законодательства РФ (часть 7 статьи 17 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе). То есть в 2016 году работникам контрактных служб, контрактным управляющим необходимо сформировать план закупок на период с 2017 по 2019 год включительно при формировании проекта бюджета публично-правового образования.

В плане закупок на 2017 год и плановый период необходимо отобразить укрупнёно все закупки, которые планирует осуществить заказчик в течение 3-х лет в соответствии с целями закупок, предусмотренными статьёй 13 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.

На основании плана закупок заказчиком формируется на один финансовый год план-график, который содержит детализированный перечень товаров работ, услуг, предполагаемых к закупке для обеспечения государственных и муниципальных нужд в текущем финансовом году (статья 21 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе).

2-е изменение — при формировании и утверждении планов закупок и планов-графиков закупок заполняются специальные отчётные формы обоснования закупок, которые являются приложением к данным документам о планировании:

При формировании планов-закупок и планов-графиков по новым правилам необходимо заполнять и прилагать к указанным планам 2-ва специальных отчёта:

1. Форма обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана закупок

2. Форма обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана-графика закупок.

Правила обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2015 г. № 555.

3-е изменениепри формировании и утверждении планов закупок и планов-графиков закупок необходимо указывать специальный идентификационный код закупки:

Идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе (часть 1 статьи 23 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе).

Порядок формирования идентификационного кода закупки определен приказом Минэкономразвития России от 29 июня 2015 г. № 422.

Практические последствия изменений:

Существенным образом возрастает количество документов о планировании, которые необходимо составлять работникам контрактной службы, контрактным управляющим:

— на смену 1-му документу о планировании приходит несколько во многом дублирующих друг друга документов (планы закупок, планы-графики закупок и обоснования к ним). При этом все эти документы носят излишне формализованный характер, а за нарушение порядка их формирования и утверждения в ближайшее время будет введена административная ответственность для работников контрактных служб, контрактных управляющих.

Единственным положительным моментом в этих изменениях является то, что они начинают применяться в полном объёме со следующего года.

Так, согласно части 3 статьи 114 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе вступают в силу с 01.01.2017 г:

1) положения пунктов 1 -3 части 3 статьи 4 Закона № 44-ФЗ в части размещения планов закупок и планов-графиков в ЕИС;

2) положения пункта 3 статьи 42 Закона № 44-ФЗ в части указания в извещении об осуществлении закупки идентификационного кода закупки.

Таким образом, в 2016 году работники контрактных служб, контрактные управляющие столкнутся только с необходимостью формирования проекта плана закупок на 2017 и плановый период в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации (часть 7 статьи 17 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе).

Рекомендации для специалистов в сфере закупок:

Работникам контрактных служб, контрактным управляющим, которые относятся к заказчикам федерального уровня, для применения данных изменений законодательства необходимо изучить следующие нормативные документы:

1. постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. № 552 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд«;

2. постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. № 553 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд»;

3. постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 1168 «Об утверждении Правил размещения в единой информационной системе в сфере закупок планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

4. постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. № 555 «Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования»;

5. приказ Минэкономразвития России от 29 июня 2015 г. № 422 «Об утверждении порядка формирования идентификационного кода закупки»

Работникам контрактных служб, контрактным управляющим, которые относятся к заказчикам уровня субъекта РФ или уровня муниципального образования, необходимо ознакомиться со следующими нормативными документами:

1. нормативный правовой акт высшего исполнительного государственной власти субъекта РФ (местной администрации), которым утверждён порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации (муниципальных нужд);

2. нормативный правовой акт высшего исполнительного государственной власти субъекта РФ (местной администрации), которым утверждён порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации (муниципальных нужд);

3. постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 1168 «Об утверждении Правил размещения в единой информационной системе в сфере закупок планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

4. постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. № 555 «Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования»;

5. приказ Минэкономразвития России от 29 июня 2015 г. № 422 «Об утверждении порядка формирования идентификационного кода закупки».

Таким образом, для заказчиков уровня субъекта РФ или уровня муниципального образования порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков закупок определяется нормативными правовыми актами соответствующего публично-правового образования. Например, для заказчиков Калининградской области это постановления Правительства Калининградской области:

№ 667 от 01.12.2015г. «Об установлении порядка формирования, утверждения и ведения планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Калининградской области»;

№ 649 от 24.11.2015г. «Об установлении правил формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок для обеспечения нужд Калининградской области».

Информация о наличии правовых актов о порядке формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков закупок для заказчиков вашего субъекта РФ или вашего муниципального образования доступна на официальном сайте ЕИС в реестре нормативно-методической и справочной информации по регулированию контрактной системы в сфере закупок по адресу: http://www.zakupki.gov.ru/epz/legalacts/quicksearch/search.html .


10-Й БЛОК ИЗМЕНЕНИЙ: Иные нововведения в законодательство, вступающие в силу в январе 2016 года


Суть изменений:

Помимо вышеперечисленных нововведений следует отметить и другие изменения законодательства РФ, которые представляют интерес для работников контрактных служб, контрактных управляющих:

1-е изменение — участнику закупки предоставляется право приобщить к заявке на участие в конкурсе платёжное поручение о перечислении обеспечения заявки без отметки банка или не заверенную банком копию платёжного поручения:

Федеральным законом от 29.12.2015 года № 390-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» внесены соответствующие изменения в редакцию пункта 5 части 2 статьи 51 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе, направление на упрощение участия в конкурсах.

2-е изменение — изменена формулировка пункта 2 части 10 статьи 31 Закона 44-ФЗ о контрактной системе:

Согласно новой формулировке закона заказчик или комиссия по осуществлению закупок обязаны отстранять от участия в закупках лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), только самих производителей лекарственных препаратов при превышении ими их предельных отпускных цен, указанных в государственном реестре предельных отпускных цен производителей.

Помимо данного ограничения для производителей лекарственных препаратов планируется введение аналогичного ограничения и для любых участников закупок при крупных закупках лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) в зависимости от начальной (максимальной) цены контракта (далее по тексту — НМЦК): -для федеральных нужд — с НМЦК более 10 млн руб., а для нужд субъектов РФ или муниципальных — с НМЦК, превышающей размер, который установлен высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и составляет не более 10 млн. рублей.

3-е изменение — внесены изменения в перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера:

Распоряжением Правительства РФ от 17 декабря 2015 г. № 2590-р утверждена новая редакция перечня товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

4-е изменение расширен перечень случаев заключения контракта жизненного цикла:

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 № 1480 «О внесении изменений в пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1087 » перечень случаев заключения контракта жизненного цикла дополнен. В частности, подписанным постановлением разрешается заключение контрактов жизненного цикла в отношении объектов здравоохранения, санаторно-курортного лечения, культуры и культурного наследия, объектов социального обслуживания граждан и объектов, предназначенных для проживания военнослужащих и членов их семей, а также объектов хозяйственного, технического, тылового, медицинского назначения, учебно-материальной базы боевой подготовки, воспитательной работы и службы войск.

5-е изменение — определены особенности заключения и исполнения контрактов получателями средств федерального бюджета в рамках исполнения федерального бюджета на 2016 год:

28 декабря 2015 года Правительством Российской Федерации издано постановление № 1456 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год». Постановление подготовлено Министерством финансов Российской Федерации в целях реализации Федерального закона от 14 декабря 2015 года №359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год».

Постановление устанавливает ряд положений, касающихся особенностей заключения и исполнения в 2016 году получателями средств федерального бюджета контрактов, среди которых особо стоить отметить следующие:

— определены особенности принятия в 2016 году бюджетных обязательств, возникающих из государственных контрактов (см. п. 12 и 13 постановления Правительства РФ № 1456 от 28.12.2015 г.);

— установлены размеры авансовых платежей по государственным контрактам для получателей средств федерального бюджета в 2016 году (см. п. 36 постановления Правительства РФ № 1456 от 28.12.2015 г.)

6-е изменение — изменены условия отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого предпринимательства:

Федеральным законом от 29.12.2015 № 408-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» с 01.01.2016 г. изложена в новой редакции. В указанной статье содержатся условия (критерии) отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого предпринимательства.

Новые условия (критерии) отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого предпринимательства будут применяться с 01 августа 2016 года, когда Федеральной налоговой службой (ФНС России) будет сформирован и размещён единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

7-е изменение — применяется новый порядок обязательного общественного обсуждения крупных закупок:

Приказом от 30.10.2015 № 795 утверждён новый Порядок обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает один миллиард рублей. Данный порядок будет применяться с 01 января по 31 декабря 2016 года. Особенностью нового порядка обязательного общественного обсуждения закупок является то, что он распространяется на любые способы определения поставщика (подрядчика исполнителя), в том числе и путём закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Практические последствия:

Указанные изменения законодательства РФ необходимо учитывать при планировании и осуществлении закупок в 2016 году.

Рекомендации для специалистов в сфере закупок:

Ознакомиться с вышеприведёнными изменениями законодательства РФ о контрактной системе для применения в своей закупочной деятельности.

Надеемся, что данный обзор изменений законодательства РФ о контрактной системе окажется полезным для специалистов в сфере закупок.

Автор:

Дон Виктор Викторович, директор специализированной организации «Балтийский тендерный центр», юрист-практик

Источник: Балтийский тендерный центр


Возврат к списку