• Авторизация
    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Всероссийский

Форум Контрактных Отношений

при поддержке Минэкономразвития России и
Министерства финансов Российской Федерации

+7 (499) 641-04-80





Вопросы и ответы

Уважаемые пользователи сайта, в этом разделе вы можете размещать свои вопросы по указанным темам. Для корректной работы в системе вам необходимо зарегистрироваться. Сначала предлагаем воспользоваться поиском по всему форуму или по конкретной теме, чтобы не дублировать заданные вопросы.
 
Страницы: 1
Вправе ли заказчик (казенное учреждение) в госконтракте, заключаемом с организацией на выполнение работ, предусмотреть отдельную ответственность подрядчика за нарушение установленного контрактом срока представления отчетных документов
 
Вопрос: Вправе ли заказчик (казенное учреждение) в госконтракте, заключаемом с организацией на выполнение работ, предусмотреть отдельную (наряду с ответственностью за просрочку выполнения работ и ответственностью за ненадлежащее их качество) ответственность подрядчика за нарушение установленного контрактом срока представления отчетных документов, определенных контрактом?
 
Ответ: Учитывая позицию Минфина России и судебную практику, заказчик вправе в государственном контракте, заключаемом с организацией на выполнение работ, предусмотреть отдельную (наряду с ответственностью за просрочку выполнения работ и ответственностью за ненадлежащее их качество) ответственность подрядчика за нарушение установленного контрактом срока представления отчетных документов, определенных контрактом.

Обоснование: В соответствии с ч. 6 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
На основании ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Банка России от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно ч. 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Минфин России в Письме от 24.12.2014 N 02-02-07/66867 указал, что в настоящее время Минфином России по согласованию с Минэкономразвития России, ФАС России рассматривается вопрос о подготовке поправок в указанные нормативные акты в целях уточнения порядка применения условий о неустойке. До внесения изменений предлагается руководствоваться следующим.
Рассматривая вопрос о размере неисполненного обязательства, предлагается исходить из того, что договор не является единым обязательством и в рамках договора возникает несколько обязательств из единого юридического факта (п. 2 ст. 307 Гражданского кодекса РФ). Содержание каждого составляющего договор обязательства определяют право требования кредитора и противостоящая ему обязанность должника (п. 1 ст. 307 ГК РФ), а также характер обязательства: является ли оно делимым (предмет которого может быть разделен на однородные части так, чтобы каждая часть сохраняла все существенные свойства целого) или неделимым (предмет которого не допускает разделения на части).
Таким образом, включая в контракт условия об ответственности контрагента за ненадлежащее исполнение (неисполнение) установленных обязательств, возможно разграничение применяемых мер по видам составляющих договор обязательственных правоотношений.
Анализируя данную позицию Минфина России, следует заключить, что законодателем предусмотрена возможность установления в контракте ответственности за отдельные обязательства, предусмотренные в нем.
Следовательно, заказчик вправе в государственном контракте, заключаемом с организацией на выполнение работ, предусмотреть отдельную (наряду с ответственностью за просрочку выполнения работ и ответственностью за ненадлежащее их качество) ответственность подрядчика за нарушение установленного контрактом срока представления отчетных документов, определенных контрактом.
Правомерность данного вывода подтверждается и судебной практикой.
В Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2014 N 17АП-6404/2014-ГКу указано, что условие контракта, согласно которому в случае нарушения поставщиком срока представления отчетных документов, предусмотренного контрактом, заказчик вправе потребовать уплаты штрафа, двоякого толкования не предполагает, дает истцу законные основания требовать от ответчика уплаты штрафа в установленном соглашением сторон размере.

Ю.М.Лермонтов
Государственный советник
Российской Федерации
3 класса
18.09.2015
Страницы: 1