• Авторизация
    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Всероссийский

Форум Контрактных Отношений

при поддержке Минэкономразвития России и
Министерства финансов Российской Федерации

+7 (499) 641-04-80





Вопросы и ответы

Уважаемые пользователи сайта, в этом разделе вы можете размещать свои вопросы по указанным темам. Для корректной работы в системе вам необходимо зарегистрироваться. Сначала предлагаем воспользоваться поиском по всему форуму или по конкретной теме, чтобы не дублировать заданные вопросы.
 
Страницы: 1
Правомерно ли положение контракта о том, что за просрочку исполнения заказчиком обязательства по оплате поставленных товаров начисляется пеня в размере одной стопятидесятой действующей ставки рефинансирования Банка России?
 
Вопрос: Правомерно ли положение контракта, заключенного между организацией и госзаказчиком (казенным учреждением) на поставку товаров, о том, что за просрочку исполнения заказчиком обязательства по оплате поставленных товаров начисляется пеня в размере одной стопятидесятой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Банка России от не уплаченной в срок суммы?
 
Ответ: Учитывая судебную практику, положение контракта, заключенного между организацией и государственным заказчиком на поставку товаров, о том, что за просрочку исполнения заказчиком обязательства по оплате поставленных товаров начисляется пеня в размере одной стопятидесятой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Банка России от не уплаченной в срок суммы, неправомерно.

Обоснование: В соответствии с ч. 5 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Банка России от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Анализируя данную норму, следует обратить внимание на следующие обстоятельства.
Положения ее сформулированы законодателем императивно, без возможности установления сторонами контракта иного регулирования, по которому размер ответственности заказчика за просрочку исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, увеличивается.
Следовательно, стороны не вправе включить в контракт условие о начислении пеней в размере большем, чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Банка России от не уплаченной в срок суммы.
Таким образом, положение контракта, заключенного между организацией и государственным заказчиком на поставку товаров, о том, что за просрочку исполнения заказчиком обязательства по оплате поставленных товаров начисляется пеня в размере одной стопятидесятой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Банка России от не уплаченной в срок суммы, неправомерно.
Данный вывод подтверждается и судебной практикой.
В Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10.02.2015 N Ф04-14403/2014 указано, что получение в рамках исполнения договора денежных средств с бюджетного учреждения - заказчика за счет завышения санкций, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, не будет соответствовать целям названного Закона, обеспечивающего экономию бюджетных средств.
Исходя из субъектного состава участников правоотношений установление в спорном договоре пеней в большем, чем это предусмотрено в ч. 5 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, размере недопустимо.
Аналогичная позиция приведена в Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.02.2015 N Ф04-14392/2014.

Ю.М.Лермонтов
Государственный советник
Российской Федерации
3 класса
16.09.2015
Страницы: 1